Блог

Гений Луиса Тиффани

В XVI в. Европу раздирали религиозные войны. В ходе войн разрушались старинные витражи, мастерские перестали получать заказы на изготовление новых витражей. Страны, которые выбрали протестантство, перестали украшать свои церкви и соборы витражными картинами. Но даже католические страны потеряли интерес к витражам, в моду вошла архитектура Ренессанса с ее античными формами.

В XVII столетии искусство витража пришло в упадок: были утеряны секреты мастерства, преемственность поколений была нарушена. Эпоха Просвещения стала губительной для множества средневековых произведений витражного искусства: их буквально уничтожили, заменив окна храмов и соборов на прозрачное стекло.

Так на несколько долгих столетий витражное мастерство пребывало в забвении.

Но наступил XIX век… Интерьерная мода повернулась на 180 градусов, стекло стало повсеместно применяться для украшения светских объектов.

На волне интереса стали возрождаться не только старинные приёмы работы со стеклом, но и появились новые техники. Одной из новаторских техник того времени является техника Тиффани. Автором этой техники стал американец, сын основателя ювелирной империи Тиффани, Луис Тиффани. Он стал не только изобретателем новой технологии изготовления витража, но и постоянно экспериментировал со стёклами.

Луис Тиффани родился в семье прославленного американского ювелира в 1848 году. В семнадцатилетнем возрасте он попал в Европу и был поражён, увидев в Париже знаменитые витражи Шартрского собора. Впечатление, которое произвели на него старинные витражи, разожгли в нем интерес к работе со стеклом. Но сначала он прославился как художник.

Первые эксперименты Луиса Тиффани со стеклом его не устроили: ему не нравилось качество изделий из стекла того времени. Оно было окрашено и плохо пропускало свет, изделия выглядели недостаточно эффектно из-за отсутствия драгоценного сияния и переливов.

Тогда он делает следующий шаг: приобретает стекольную фабрику, воспользовавшись помощью отца. На этой фабрике начинаются эксперименты со стеклом. За короткое время были получены первые замечательные результаты: он стал собирать витражи из стекла собственного производства. Это стекло получило название опалового. Изобретателем опалового стекла был Ла Фарж, с ним Тиффани заключил договор, что лампы из опалового стекла будут называться его именем – Тиффани. Благодаря опаловому стеклу он мог изобразить на витраже поверхность воды лишь из одной пластины.
Опаловые стёкла были непрозрачны, при производстве в них добавляли олово или жжёную кость. Эти добавки замутняли стекло, образуя причудливые капельки, сквозь которые свет проходил преломляясь.

Техника Тиффани

К началу ХХ века Луис Тиффани приобретает мировую известность, благодаря изобретению ламп с витражными абажурами. На волне нового течения модерн (арт-нуво) эти лампы стали пользоваться необычайно высоким спросом.
На складах в мастерской Луиса Тиффани была собрана огромная коллекция стекла – она насчитывала около пяти тысяч оттенков. Стекло было разложено по разработанной им системе и классифицировано. Вес коллекции достигал около двухсот тонн.
Изобретённая техника Тиффани, основанная на применении медной фольги, предназначалась исключительно для изготовления ламп. Первая лампа появилась в 1893 году, в 1895 году начинается серийный выпуск ламп, получивших невероятную популярность. Создателем большинства проектов была Клара Дрисколл. Именно эта женщина возглавляла «Tiffany Girls», но хозяином был Луис Тиффани. Абажуры ламп Тиффани состояли из тысяч стеклянных фрагментов, и представляли собой настоящее произведение искусства. Между тем, Луис Тиффани хотел, чтобы его лампы были доступны. Так лампы того времени стоили от 400 до 750 долларов, это стало возможно благодаря серийности изделия. Дожившие до наших дней лампы продаются с аукционов в сотни раз дороже. Так в 1997 году одна из лам была продана за рекордные 2.8 миллиона долларов.

К 1905 году в мастерской Луиса Тиффани работали 200 человек. Он старался оптимизировать каждый этап производства, но тем не менее, все лампы изготовлялись вручную и для них подбиралась уникальное цветовое решение.

В 1900 году абажур «Стрекоза», созданный в ателье Тиффани по проекту Клары Дрисколл, получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Тиффани был настоящим перфекционистом: чтобы добиться нужного оттенка стекла, он мог складываться послойно несколько пластин, пока не добивался нужного эффекта. Существует легенда, что если его не устраивал результат, то он мог тростью выбить фрагмент готового витража.
Уникальная технология американского художника применяется и в наше время. Благодаря замене свинцовых профилей на медную фольгу, витражи Тиффани выглядят изящно и воздушно, и стало доступно применение не только витражей на плоскости, но и на криволинейных округлых элементах.

Наша студия VITREARIUS принимает заказы на витражи Тиффани и классические. На сайте можно ознакомиться с портфолио многочисленных работ.
Статьи