Блог

Технология производства витражей

Редко когда встретишь витражи в стандартной городской квартире: этот декоративный элемент является дорогим и статусным, а мастерские по их изготовлению, это не фирмы с пластиковыми окнами или натяжными потолками. Найти специалистов, которые работают с этим сложными предметами декора на высоком уровне можно не в каждом городе.
В Казани работает Студия Витреариус, основанная еще в 1997 году. Мастера Витреариуса изготавливают витражи по двум технологиям: классической и Тиффани.

Особенности двух технологий

История витражного искусства насчитывает приблизительно тысячу лет: первые образцы украшали старинные соборы, некоторые из них сохранились до наших дней и стеклянной мозаикой высоких окон можно полюбоваться, например, в Шартрском соборе во Франции, чей возраст датируется XII веком.
Классическая технология изготовления витражей основана в следующем: каждый кусочек стекла закрепляется по периметру в свинцовый профиль, затем все фрагменты панно паяют. В наши дни вместо свинца используют латунь, медь. Свинец применяют для реставрации старинных мозаичных панно.
Особенностью классических витражей является тяжелый вес: стекло плюс металл. Поэтому для обширных площадей применяют дополнительные ребра жесткости.
Если же предстоит изготовить изделие сложной формы (светильники, плафоны, потолки), то используют другую технологию, ее автором является Луис Тиффани. Луис Тиффани в конце XIX века придумал уникальную технику изготовления витражей и выпустил в продажу прекрасные лампы Тиффани, которые пользуются спросом и в наши дни.
Технология Тиффани заключается в том, что вместо П-образного или Н-образного профиля кусочки стекла оборачиваются медной фольгой с липким слоем и также подвергаются пайке. Подобный прием позволяет снизить вес готового изделия, а также делать сложные выпуклые мозаичные панно, так как паять фрагменты стекла можно под разным углом. Но существует и свои особенности – витражи Тиффани имеют ограничения по размеру, так как фольга более пластична, чем металл.

Этапы производства витражей

Любой витраж проходит свой путь производства:
  • Встреча с заказчиком
  • Создание эскиза
  • Подбор и нарезка стекол
  • Сборка
  • Процесс пайки
  • Окончательная доработка: патина, устранение зазоров

Работа с заказчиком

Работа над изделием начинается с первой встречи с заказчиком, когда определяется его размер, где оно будет установлено и примерные пожелания по стилистике эскиза. На этом этапе учитывается, позволят ли технические особенности воплотить замысел заказчика в жизнь.

Работа над эскизом

На этом этапе имеются два пути:
  • Работа по готовому эскизу
  • Создание эксклюзивного эскиза
Эскиз разрабатывает художник. Так для создания рисунка следует сначала определиться с тематикой: растительные мотивы, сказочные герои, геометрия, животные или обитатели морского дна или изображение сюжета. Художник работает с различными источниками: атласами растений и животных, живопись и литература.
Выполняется множество эскизов, на которых уточняются малейшие детали рисунка. Затем замысел начинает приобретать окончательные черты, и на этом этапе его показывают заказчику. Заказчик вносит свои пожелания по изменениям или принимает эскиз и утверждает его.
Итогом этапа является готовый эскиз витража в натуральную величину. Затем с него изображение переносят на кальку, которая будет своего рода «выкройкой» будущего стеклянного панно.

Работа со стеклом

Этот этап работ включает в себя подбор и нарезку стекла. Выбор стекла определяет цветовое решение мозаичного панно. Стекла отличаются между собой не только цветовыми нюансами, но и степенью прозрачности и рельефом. Мастерство художника заключается в том, чтобы подобрать стекла для гармоничного сочетания цвета и фактуры в будущем изделии. Так, благодаря цветовым различиям можно создавать объемные эффекты. На этом этапе работа художника заканчивается, и производство переходит на техническую стадию – в руки мастера.
Для резки стекла понадобиться та самая калька. Фрагменты витража на кальке нумеруются, на них же обозначается цвет стекла. Затем она разрезается на кусочки, которые сортируются по общему цвету.
Затем начинается один из ответственных этапов производства – резка стекла, которая требует ювелирной точности работы, мастерства и чутья специалиста.
На стекле размещают части кальки, и по контуру стеклорезом вырезаются нужные фрагменты.
Во время работы вокруг разлетается множество микроскопических стеклянных кусочков, существуют риски порезов и повреждения стекла.
Вырезанные стеклянные фрагменты раскладывают на эскизе из кальки, чтобы оценить внешний вид будущего витража и если это необходимо, то провести коррекцию.

Процесс пайки

Этот этап работ зависит от выбранной технологии: классической или Тиффани. В классическом витраже применяется профиль из свинца, меди, латуни, в который помещают каждый фрагмент стекла. Стыки профиля запаиваются друг с другом. Главное условие выбора металла – возможность пайки.
Для витражей Тиффани используют медную фольгу, одна сторона которой содержит липкий слой. Каждый кусок стекла также оборачивается по контуру фольгой и припаивается с соседними фрагментами.
Если есть желание, то готовое изделие можно покрыть патиной.

Монтаж витража

Установка производится различными способами и зависит от размера и веса изделия и места, а также наличия подсветки, для которой обычно применяют светодиодную ленту.
Витражи в двери устанавливают как обычные стекла, используя штапики. Крупные стеклянные панно для окон, ниш или перегородок сначала фиксируют в металлическую раму, которую потом монтируют в предназначенное для витража место.
Если применяется подсветка, то следует оставить небольшое расстояние между стеклом и источником света, чтобы обеспечить рассеянный эффект. Иногда для этого применяют дополнительные экраны из оргстекла.
Студия «VITREARIUS» принимает заказы на витражи Тиффани и классические витражи эксклюзивного дизайна.
Статьи