Блог

История витражей

Витраж- это мозаика, которая собирается из кусочков стекла, вставленного в оправу.
История витражей насчитывает несколько сотен лет- первые витражи были сделаны не из стекла, а из пластин алебастра и селенита. Датируются эти находки V-VI веками и первой стала использовать витражи в украшениях окон церковь. Самые ранние из уцелевших ныне работ находятся в Эльзасе (Германия) и в монастыре святого Павла в Англии. Голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе датируется приблизительно 540 годом. А витражи в Англии относятся к 686 году.
В 11-13 веках в витражах стало применяться стекло. Самые востребованные стекла имели пурпурный цвет и прозрачное стекло. Но количество тонов было ограничено и само стекло имело множество дефектов в виде пузырей, неоднородностей цвета и затемнений.
Первоначальные рисунки витража состояли из орнамента и растительных мотивов, но в начале 13 века научились изготавливать человеческие фигуры и большое распространение получает религиозная тематика. Мученики, святые и вся церковная история изображалась в витражных фрагментах довольно красочно и правдоподобно, рассказывая и просвещая неграмотных людей и стараясь произвести впечатление. Даже сейчас, разглядывая сохранившиеся старинные витражи, мы испытываем благоговение перед такой красотой и величием.
В 14 веке в изготовлении витражей стала применяться техника «гризайля». В местах, где один тон переходил в другой применялась темная краска, которая содержала смесь металлических окислов. Получались контрастные переходы в сочетании с яркими пятнами и прекрасными орнаментами. Витраж стал напоминать изысканную ткань с орнаментом. Основные тона- красный и синий.
Затем открыли краску желтого цвета. И в 14 веке изобрели возможность использовать стекла большего размера, что давало возможность сократить количество швов на стекле и не ограничивать фантазию мастера по витражам.
Самый распространенный способ крепления стекла был с помощью Н-образных свинцовых полосок. Но на Востоке применялся вариант с креплением стекла с помощью раствора, в том числе цементного.
В эпоху Возрождения получает развитие не только религиозная тематика, но применяется копирование полотен известных художников, а витражи украшают не только церкви, но и дома важных и богатых особ.
В России витражи стали изготавливать значительно позже и в основном в церквях. И только по истечении времени интерьеры богатых домов тоже стали украшать витражами.
В конце 19 века Луис Тиффани совершил переворот в искусстве витража. Эта технология используется и по сей день и заключается в следующем: применяется вогнутое и выпуклое стекло, что позволяет добиться объемного изображения. Луис Тиффани специально добивается неоднородности стекла и за счет этого создает контраст фактур и игру оттенков. Еще он разработал способ крепления кусочков витража между собой. Заключается он в следующем: кусочек стекла оборачивается медной лентой и скрепляется с другими фрагментами с помощью оловянного припоя. В заключении весь витраж покрывается патиной. Даже сейчас его приемы используют мастера современности.
Фьюзинг-это техника крепления витража, в которой отсутствует металлический профиль. Заключается она в нижеследующем: кусочки стекла как мозаику выкладываю на отдельном листе стекла и спекают в специальной печи в виде пластины. Создается необычайный эффект и с помощью этой технологии можно заполнить достаточно обширные проемы со сложной формой.
В настоящее время витраж переживает новый взлет популярности. Но позволить себе такое украшение может далеко не каждый, но тем приятнее его эксклюзивность. Витражами снабжают купола, оконные и дверные проемы, фонари, перегородки, подвесные потолки. Витраж способен преобразить любое помещение, придав ему изысканность и утонченность. Он выглядит роскошной деталью и с помощью льющегося сквозь него солнечного света или подсветки придает оригинальность интерьеру как дома, так и офиса.
Переливы солнечного или электрического света, проходящего через витраж, радуют его обладателей как днем, так и ночью.
Статьи