Блог

История изготовления витражей в России

Изготовление витражей в России было не так распространено, как в Европе. Хотя работать со стеклом стали, начиная с XI века.
Изготовление витражей в России было не так распространено, как в Европе. Хотя работать со стеклом стали, начиная с XI века.

В 1639 году швед Антон Койет унаследовал от отца его дело. Это было маленькое производство, которое поставляло оконное стекло и выпускало склянки для Аптекарского приказа. Размещалось оно в селе Духанино под Москвой. До этого же все стекло в России было привозное, и особенно редкое цветное стекло, которое необходимо для изготовления витражей.
Витражи, которыми в ту пору украшали церкви, монастыри и костёлы, были привозные из Европы, сделанные европейскими мастерами.

Витражи в Санкт-Петербурге

Самая большая концентрация витражей сосредоточилась в Санкт-Петербурге. Ими украшали дворцы князей, полюбоваться образцами декоративного искусства можно было в Зимнем Дворце, гостинице Астория, Пажеском корпусе, Великокняжеской усыпальнице в Петропавловской крепости. Их можно встретить во дворцах в Гатчине, Петергофе, Царском Селе. Но не только дворцы славились своими витражами, их можно было обнаружить в гимназиях, больницах, жилых домах, ресторанах.
Петр I в своё время привёз и подарил Кириллу Нарышкину витражи из Нарвы. Они были установлены в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Православные церкви, в отличие от католических храмов, редко украшались витражами. В первую очередь это обуславливалось тем, что архитектура наших церквей отличалась от католических храмов, да и климат был намного суровее.
Есть упоминания о том, что в царствование Екатерины II было возведено несколько зданий в псевдоготическом стиле, и там были установлены витражные окна. Но кроме упоминаний об этом, больше ничего до наших дней не сохранилось.

Ренессанс витражного искусства

Увлечение готическим стилем породило моду на витражи и дало им ещё один виток развития. Сначала это возрождение началось в Англии и Франции, затем, как обычно, мода пришла и в Россию.
Первая постройка того периода датировалась 1833 годом. Ею была церковь Святого Александра Невского в Петергофе, возведенная по проекту архитектора К.Ф. Шинкеля. Затем начинается строительство часовни в Царском Селе. В 1834 году в Павловске под руководством архитектора Карло Росси был возведён павильон «Ферма».
Развитие архитектуры привели к тому, что построение православных храмов стало отличаться от канонов. Церковь обретает круглые формы ротонды, а в окна купола (люкарны) вставляются стекла с изображением Всевидящего ока. Примером этого служит церковь Спаса Нерукотворного образа при Главных Дворцовых конюшнях.
И одно из главнейших событий искусства витража в России – это установка известнейшего витража «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.Изготовление этого витража было одобрено Священным Синодом. Витражная икона была создана в 1843-47 гг мастером «Мастерской живописи по стеклу» Артуром Айнмиллером в Мюнхене. Мастерская состояла при Королевской фарфоровой мануфактуре. Витраж размером 9*3 метра был исполнен комбинированным способом, который включал в себя роспись обжиговыми красками и шлифовку абразивом для осветления базового цвета. Эскиз витража был сделан немецким художником Генрихом Мария фон Гессе.

Стиль модерн и витражи

В 1890 году начинается расцвет витражного искусства. В России работают около 20 мастерских по изготовлению витражей. Они работают как с отечественным стеклом, производство которого к этому времени уже появилось в России, так и с привозным стеклом из-за границы.
Многие известные художники того времени, такие как Н. К. Рерих, М. А. Врубель, В. Н. Васнецов, В. Ф. Волькотт, Ф. О. Шехтель обращались к витражной живописи. Одним из известнейших примеров стал витраж работы Врубеля «Рыцарь», исполненный для дома Саввы Тимофеевича Морозова в Москве.
В конце XIX века приходит мода на стиль модерн. Витражи прекрасно вписываются в этот стиль и становятся чрезвычайно популярными: витраж-шарада архитектора Ф. Шехтеля в московском доме Рябушинского на Малой Никитской, витражи гостиниц «Националь» и «Метрополь» в Москве, панно с пейзажами северной зимы доходного дома на Большой Морской в Санкт- Петербурге страхового общества «Россия» и т.д.
В 1899 году было открыто училище барона Штиглица в Петербурге и Строгановское училище в Москве, где готовили мастеров по изготовлению витражей.
Но наступление 1917 года и революция положили конец развитию витражного искусства в России почти до конца ХХ века.
Статьи