Москва
8(495)648-43-11
Казань
8(843)292-85-48
8(843)260-45-68

Email: vitrearius@mail.ru

Мы в Вконтакте Инстаграм
 

История витража

Древность

Классический витраж в Шартрском Соборе. Витраж Казань.Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке - им около 5,5 тысячи лет. Древнейшим же европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч лет. Древние египтяне уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. В этих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной полумрак. В VI в. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские и евангельские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его фигурные кусочки, вырезанные поле-калам согласно изначальному эскизу, закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража.
Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Своим рождением они обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились огромные многометровые окна. Изюминка конструкции - стрельчатая готическая арка. Если своды из прежних полуциркульных романских арок держались на массивных стенах с F маленькими окошками, то стрельчатые арки опираются уже на новоизобретённый каркас - мощные контрфорсы и аркбутаны. Эти элементы выходят за пределы стен и похожи на изогнутые ноги гигантского насекомого. Стены же перестали нести конструктивную нагрузку, утончились, а потом и вовсе сделались стеклянными. Так и появились колоссальные окна просторных и очень высоких готических соборов (например, в Шартре и в соборе Парижской Богоматери, в соборах Реймса, Амьена, Бурже). Сначала окна лишь освещали интерьер, а потом, с появлением в них витражей на сложные религиозные, политические, аллегорические сюжеты, стали украшать помещения, а также служить просвещению и воспитанию прихожан. Французам полюбились и огромные круглые окна—разноцветные “розы”, и высокие стрельчатые “ланцеты”. Стекло научились более разнообразно окрашивать, в том числе-с помощью серебра — в жёлтый цвет.

Романские витражи.

Слово «романский» произошло от латинского «romanus»- римский. Романская культура возрождается в Х веке и сохраняет господство на протяжении XI- XII веков. Падение Римской империи для западноевропейской культуры стало основным фактором для формирования нового направления в архитектуре и искусстве. На сегодняшнее время, стиль «романский» включает в себя сочетание раннехристианского, позднеантичного и Византийского стиля.

В XI веке витражное искусство делает широкий шаг в развитии. Ряд теологических изменений в обществе повлияли но появление нового «романского» направления в искусстве и архитектуре. Абсолютные изменения в облике священных храмов дали возможность витражному стеклу стать новой частью изобразительного искусства.

В этот период витражное искусство приобретает свою индивидуальную форму- многоцветные стёкла, соединённые профилем из металла. Возрождение этого типа искусства способствовало появлению нового рецепта выработки тонких листовых стёкол, профиля из свинца и разделение изготовителей витражей на стеклопроизводителей- витражистов и мастеров- витражистов.

Изготовление витража начиналось с составления шихты для изготовления стёкол. Поташ из пережженной древесины вместе с известью добавляли в мелкий речной песок для того, чтобы снизить температуру плавления оксида кремния.

Развитие витражного искусства, в первую очередь, было неразрывно связано с церковными храмами и соборами, которые в XII веке играли значимую роль и были обязательным элементом повседневной жизни населения. Кардинально меняются каноны архитектуры, создание витражей происходит в иной манере. Появляются две основные особенности в исполнении витражей: их рисунок становится гораздо живее, но сами детали общей композиции симметричны и неподвижны. Классический витраж состоит из трёх окон, который символизирует Святую Троицу. Первые витражи этого столетия гораздо проще и примитивнее. Рисунок таких витражей включает в себя имитированные растительные украшения или же декоративный орнамент и узор.

Традиционный способ изготовления витражей окончательно установился только в XI веке, а техника изготовления витражей приобрела одно важное новшество- рамы из дерева, в которые раньше вставляли стёкла, были заменены на свинцовую арматуру, которая допускала гораздо больше видов различных рисунков и контуров.

Расцвет

Собор Парижской Богоматери. Художественный витраж Казань.Самым пышным цветом художественный и классический витраж расцвёл при трёх французских королевах, правивших одна за другой с 11 37 по 1 252 г. Это королева Элеонора, её дочь королева Мари де Шампань и внучка Бланка Кастильская. Профессии витреариуса тогда ещё не существовало, и первые огромные витражи создавали для своих королев дилетанты в этой области—французские ювелиры. Они и подбирали цветные стёкла друг к другу, как привыкли подбирать камни в украшениях. Витражи этой поры –лучшие и непревзойдённые до сих пор. Сияющие разноцветные стёкла казались драгоценными камнями. Роскошные потоки густого, насыщенного красками света, смешиваясь, пронизывали воздух собора. Расходясь широкими веерами, синие, красные, золотистые лучи омывали стены. Этот эффект уже сам по себе погружал прихожан в атмосферу возвышенной таинственности. Часто изображения, сложенные из цветных стёкол, дополнялись вставками из простого бесцветного стекла. И тогда обычный дневной свет, проникавший сквозь них в собор, воспринимался как мистический и духовно значимый. А изображения походили на иллюстрации к манускриптам.


Закат

Собор Парижской Богоматери (окно «Роза») . Витражи КазаньПозже  в витражные изображения стали включать фрагменты, выполненные в технике росписи силикатными красками по стеклу. Это было началом увядания витражного искусства- После 1250г. изображения становятся более измельчёнными, снижается их художественный уровень. Витражи постепенно утрачивают свойственную их природе декоративную плоскостность, создаётся иллюзия объёмности фигур. В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но даже крупнейшие художники (Донателло, Учелло, Лоренцо Гиберти) понимали тогда витраж просто как живопись по стеклу. В позднем Возрождении создавались лишь маленькие “кабинетные” витражи, причём многие были уже однотонными. В технике росписи по стеклу на них изображались геральдические, исторические сюжеты, портреты и куртуазные любовные сценки.
Художники европейского барокко, классицизма и рококо с презрением относились к витражу—“дикому”, на их взгляд, порождению готики, варварскому искусству готов—средневековых французов.

Витраж в России

На Руси стекло производят более 1 000 лет. Уже в X1-XIII вв. витражи были в церквях Новгорода, Галича, Гродно, В 1634 г. в подмосковном Духанино возник первый стекольный завод, а М.В, Ломоносов содействовал открытию под Ораниенбаумом фабрики, производящей цветное стекло. Классический витраж в России были не так распространены, как в Европе, но всё же достаточно широко. По крайней мере, в обеих столицах ещё в XIX в. можно было встретить множество произведений витражного искусства. Они украшали как светские, так и церковные здания (и не только католические костёлы, но и многие православные храмы и монастыри). Особенно славился витражами Санкт-Петербург, Панно из разноцветного стекла украшали интерьеры дворцов великих князей, Зимнего дворца, Пажеского корпуса, окна гостиницы “Астория”, присутствовали в самых разных знаменитых местах - от аванзала Академии художеств до Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Витражи радовали глаз в Гатчине, Петергофе, Парголове. Царском Селе, в церкви Спаса-на-крови, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. Этим видом искусства занимались и художники Абрамцевского кружка (особенно известен витраж “Рыцарь” Михаила Врубеля).

Главная | О студии | История витража | Изготовление витражей | Контакты | Оставить сообщение | Статьи
Классический витраж и художественный витраж. витражи Казань. Студия "Vitrearius"
Разработка
Actix